ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ремонта тягового трансформатора при ТР-3 электровозов серии ЧС

Снятие трансформатора с электровоза (работа производится после снятия малой съемной крыши и вентиляторов охлаждения тягового трансформатора)

1.1 Отсоединить все шунты и шины от тягового трансформатора, переключателя ступеней и шкафа приборов.

1.2 Отсоединить кабели и низковольтные провода от ПС и шкафа приборов, предварительно проверив их маркировку. При отсутствии маркировки -восстановить, при неправильной маркировке -перемаркировать.

1.3 Отвернуть болты крепления трансформатора к раме кузова электровоза. Снять сетки ограждения.

1.4 Зачалить тяговый трансформатор 30-тонным мостовым краном и переместить в трансформаторное отделение на транспортной тележке

Предварительные испытания трансформатора.

2.1 Установить трансформатор в испытательную станцию

2.2 Произвести замер сопротивления изоляции всех обмоток согласно п.11.2.1.

2.3 Произвести замер омического сопротивления обмоток согласно п.11.2.2.

2.4 Произвести испытание электрической прочности изоляции обмоток согласно п.11.2.4.

2.5 Произвести опыт х.х. аналогично п.11.2.6.:при напряжении 62,5 В потери должны быть не более 2,3 кВт.

При испытаниях установить возможные неисправности и определить объем ремонта. При необходимости произвести ремонт активной части.

Разборка тягового трансформатора.

3.1 Установить трансформатор на позицию ремонта

3.2Очистить тяговый трансформатор от грязи и пыли.

3.3 Слить масло из тягового трансформатора, переключателя ступеней и расширительного бака.

3.3 Снять с трансформатора ПС, шкаф приборов и маслонасосы и передать их на ремонт.

3.4 Снять с трансформатора газовое реле BF50/10, воздухоосушитель, указатели потока, термостаты и расширительный бак.

3.5 Снять отделительную плиту.

3.6 .Снять крышки сборочных люков, отсоединить трансформаторы тока, вводы.

3.7 Демонтировать вводы m1-m4.

3.8 Отвернуть болты крепления колокола к баку трансформатора.

3.9 Зачалить мостовым краном и снять колокол.

3.10. Демонтировать систему охлаждения.

Ремонт активной части трансформатора (магнитопровод и обмотки).

4.1 Проверить состояние изоляции доступных витков катушек, выводов, загрязнение поверхностей обмоток, магнитной цепи и выводов осадками масла, а также размеры охлаждающих каналов.

4.2 Проверить состояние крепления, расклиновки и сжатия обмоток, состояние и крепление изоляционных прокладок между катушками, исправность электрических соединений, отсутствие следов перегрева, перекрытий, отсутствие деформаций и смещений катушек и прокладок.

4.3 Ослабленное крепление обмоток восстанавливать подтяжкой нажимных болтов или постановкой заклинивающих вставок из гетинакса между нажимной плитой и листами ярма. Нажимные болты закручивать моментным ключом с моментом 12-13кг/см. После закручивания болты зашплинтовать проволокой.

4.4 Подтянуть болты в нижней части стяжной рамы по обеим сторонам нижней части бака. При необходимости устанавливать прокладку из стеклотекстолита между стяжной рамой и магнитопроводом. Момент силы затяжки болтов должен быть равным 5-6 кг/см.

4.5 Выпученные катушки обмоток при отсутствии обрыва, межвитковых замыканий и удовлетворительном сопротивлении изоляции относительно корпуса и других обмоток разрешается заправить в первоначальное положение легкими ударами молотка через деревянную прокладку.

4.6 Проверить сопротивление изоляции стяжных шпилек по отношению к магнитопроводу мегомметром на 1000 В.

4.7 .Проверить исправность заземления магнитопровода, исправность крепления заземляющего шунта между листами магнитопровода, отсутствие следов нагрева и оплавления шунта и железа магнитопровода.

4.8 Контакты переключателя 25/12кВ очистить, проверить их нажатие и прилегание, проверить крепление кабелей, переключатель установить в положение «25кВ».

4.9 Изоляционные плиты выводов автотрансформатора и вторичных обмоток трансформатора очистить от загрязнений, обезжирить, осмотреть, дефектные заменить.

4.10 Трансформаторы тока осмотреть, проверить крепление, целостность обмоток, отсутствие трещин, оплавлений и других повреждений.

4.11 Вводы на крышке бака демонтировать, очистить, осмотреть, заменить уплотнения. Вводы с трещинами заменить. Разрешается производить ремонт вводов D25, D1 типа Ккр37/63О по технологии завода-изготовителя в соответствии с Правилами по уходу трансформаторного комплекта.

4.12 Удалить осадки масла с поверхностей обмоток, выводов, магнитопровода и из охлаждающих каналов. Допускается использование деревянных скребков. Промыть трансформатор чистым сухим трансформаторным маслом.

4.13 Бак трансформатора, расширитель и систему охлаждения очистить от шлама и осадка, промыть чистым теплым сухим трансформаторным маслом. Наружную часть охладителей очистить от пыли и грязи, обезжирить бензином.

4.14 Осмотреть внутренние стенки бака и его крыши, проверить прочность окраски внутренней поверхности. Места с отслоением краски зачистить и окрасить эпоксиэфирной грунтовой краской. Проверить состояние приварки установочных камер внутри бака для установки магнитного стержня, исправность войлочных прокладок под лапы магнитного стержня, устройств крепления керна к баку.

4.15 Проверить состояние маслопроводов, их задвижек, кранов и уплотнений, дефектные заменить или отремонтировать. Осмотреть сварные швы, дефектные вырубить и восстановить.

4.16 Активная часть трансформатора должна находиться на воздухе не более 24 часов при влажности воздуха не более 75%.

Ремонт радиаторов охлаждения трансформатора.

5.1 Подготовить радиаторы к испытаниям. Поставить хомуты, предохраняющие от деформаций. Собрать фланец для подвода сжатого воздуха. Противоположный фланец закрыть наглухо.

5.2 Подсоединить напорный шланг с редукционным клапаном к фланцу радиаторов.

5.3 Погрузить радиаторы в бак с водой, подогретой до 600 С.

5.4 Испытать радиаторы давлением воздуха 2,5 атм.

5.5 На исправных радиаторах демонтировать приспособления для испытания. Радиаторы промыть трансформаторным маслом и передать для сборки.

5.6 Неисправный радиатор демонтировать из комплекта радиаторов. Установить на радиатор глухой фланец. Погрузить радиатор в бак с водой, подогретой до 600 С, и испытать отдельные трубы давлением воздуха 2,5 атм. Места дефектов обозначить. Радиатор изъять из приспособления и дефектные трубы заделать наглухо с обеих сторон оловом. В одном радиаторе разрешается заделывать не более 5% трубок.

5.7 После ремонта собрать комплект радиаторов и повторить испытания пп.5.1.-5.5.

Сушка обмоток трансформатора производится при сопротивлении изоляции обмоток ниже нормируемых величин или при нахождении активной части на воздухе более 24 часов.

6.1 Трансформатор переместить в сушильный шкаф.

6.2 Включить обогрев шкафа и при приоткрытой крышке шкафа произвести нагрев трансформатора до температуры 85-950С со скоростью нарастания температуры не более 600 С/час.

Температуру контролировать термоэлементами, установленными в 2 точках: на одной из катушек вверху между манжетами изоляции и на плите для стяжки магнитопровода.

6.3 После достижения температуры трансформатора 85-950С закрыть шкаф и произвести сушку трансформатора в вакууме. Нарастание вакуума не более 0,25 атм/час (0,025 МПа/час).

После достижения вакуума 0,00665-0,000133 атм. (665-13,3 Па) производить сушку в течение 28 час. при температуре 85-95 С.

При ТР-3 допускается сушка при вакууме не менее 5320 Па (0,0532 атм).

6.4 Окончанием сушки является момент, когда сопротивление изоляции обмоток превышает нормируемые величины и практически перестает нарастать. Выход конденсата при этом должен быть не более 0,5 л/час.

6.5.По окончании сушки прекратить нагрев и ликвидировать вакуум со скоростью не более 0,01875 МПа/час (0,1875 атм/час).

6.6 После сушки подтянуть крепление обмоток нажимными болтами моментом 12-13 кгс/м, при необходимости поставить прокладку из гетинакса между нажимной плитой и магнитопроводом. Подтянуть и зашплинтовать соединительные болты, трубки, держатели.

6.7 Проверить состояние изоляции стяжных шпилек магнитопровода мегомметром на 1000 В.

6.8 Переместить трансформатор в бак для сборки.

6.9При ТР-3 допускается производить сушку трансформатора в собственном баке соединением тяговой обмотки накоротко. Ток к.з. не должен быть больше половины номинального тока тяговой обмотки.

Сборка трансформатора.

7.1 Проверить сопротивление изоляции обмоток друг относительно друга и относительно корпуса:

высоковольтная обмотка (Do,D1,D25) — 100 МОм;

тяговые обмотки (m1-m4) — 20 МОм;

обмотка отопления (С1-С2) — 10 МОм;

обмотка собственных нужд (Е-J) — 5 МОм.

7.2 Собрать бак: систему охлаждения, вводы, изоляционные плиты, переключатель ступеней, переключатель 25/12,5, трансформаторы тока, крышки сборочных отверстий, расширительный бак.

При сборке ставить новые уплотнения из маслостойкой резины.

7.3 Заполнить трансформатор маслом.

Открыть одно самое верхнее воздухоспускное отверстие. Наполнить бак с нижней стороны сухим теплым трансформаторным маслом, подогретым до 700С.Температура трансформатора должна быть в пределах 60-700С (температуру измерять на магнитопроводе перед сборкой верхней части бака).Закрыть воздухоспускное отверстие.

При температуре трансформатора менее 600С необходимо произвести подогрев трансформатора циркуляцией теплого масла между трансформатором и фильтровальным устройством до уравнивания температуры трансформатора и масла. Для подогрева установить скорость циркуляции 450-600 л/час в течение 7 часов.

7.4 После установки газового реле BF50/10 и воздухоосушителя дополнить трансформатор маслом через расширительный бак.

7.5 Стравить воздух из бака в 12 точках.

7.6 Произвести прокачку масла насосами в течение 2 часов, после чего вновь стравить воздух в 12 точках.

7.7 Трансформатор оставить на 2 суток, после чего стравить воздух в 12 точках.

Ремонт воздухоосушителя.

8.1 Снятый с трансформатора воздухоосушитель разобрать.

8.2 Детали воздухоосушителя осмотреть, негодные заменить.

8.3 Регенерировать высушивающее вещество.

Высушивающее вещество отсыпать в чистую подкладку слоем не более 10 мм.

Нагреть в сушильной камере высушивающее веществ и сушить при температуре 120-1800С в течение 3 час.

Окончанием сушки является изменение окраски из розовой в ярко-синюю.

Бурый цвет окраски указывает на уничтожение высушивающих свойств в результате перегрева.

Высушивающее вещество можно регенерировать до 50 раз

8.4 Собрать воздухоосушитель. Масляный затвор должен быть прозрачным.

Заполнить пространство воздухоосушителя смесью 80% силикагеля (белого цвета) и 20% блаугеля (ярко- синего цвета).

8.5 .Установить воздухоосушитель на расширительный бак и заполнить масляный затвор воздухоосушителя трансформаторным маслом до уровня, обозначенного меткой на масляном затворе.

Ремонт газового реле ВF50/10/

9.1.Для снятия реле с трансформатора необходимо после слива масла из трансформатора открутить выпускной болт в нижней части корпуса реле и выпустить масло, отсоединить провода цепей управления от клеммной рейки, отсоединить заземляющий шунт и снять реле.

9.2 Вынуть внутренний механизм из корпуса, тщательно осмотреть, дефекты устранить, реле собрать.

9.3 Произвести испытание электрической прочности изоляции электрических цепей реле относительно корпуса с трансформаторным маслом и без него.

Испытание проводить переменным напряжением 2,5 кВ частотой 50 Гц в течение 5 сек.

9.4 Проверить реле на герметичность.

Проверку производить в течение 2О мин. При избыточном давлении масла 1 кгс/см2 не должно происходить падение давления масла, наблюдаемое по манометру стенда, и не должно быть утечки масла из реле.

9.5 Произвести функциональную проверку реле.

9.5.1 Выполнить троекратный контроль действия с помощью контрольной кнопки на реле, наполненном маслом.

При этом должна срабатывать сигнальная лампа стенда.

9.5.2 Проверить срабатывание реле при понижении уровня масла.

Произвести накачивание воздуха через контрольный кран. При этом должна сработать сигнальная лампа стенда.

Произвести спускание масла из реле. При этом должны сработать две сигнальные лампы стенда.

9.6 Результаты испытаний по пп.9.3.-9.5. занести в журнал.

9.7 Поставить исправное реле на трансформатор и подключить провода цепей управления к клеммной рейке в соответствии со схемой.

Испытание термостатов.

10.1Установить термостат в ванну с подогретым до 60-800С трансформаторным маслом и помещенным в нее контрольным термометром.

10.2 Выставить термостат на максимальную температуру (1100С).

10.3 Подсоединить к клеммам 1,3 термостата электрическую цепь сигнализации включения термостата.

10.4.Плавно уменьшать температуру уставки термостата до срабатывания сигнализации о включении термостата.

10.5.Сравнить показания контрольного термометра с показаниями шкалы термостата.

10.6.При совпадении показаний термостата и контрольного термометра установить термостат на бак трансформатора.

10.7 При несовпадении показаний произвести регулировку термостата.

При помощи отвертки зафиксировать регулировочную ось. Отвернуть установочный болт. Удерживая ось, установить шкалу с меткой на действительную температуру, при которой должен был сработать термостат. Закрепить установочный болт.

10.8 После регулировки вновь произвести испытания термостата по пп.10.1.-10.5.

10.9 Подключить к клеммам термостатов провода цепей управления согласно электрической схеме.

10.10 Произвести регулировку уставок термостатов:

 

01513 — уставка 800С;

01525 — уставка 400С;

01526 — уставка 600С;

01529 — уставка 200С.

Испытания тягового трансформатора.

Испытания трансформатора после СР.

 

Испытания трансформатора после ТР-3.

11.1 Подготовительные операции.

11.1.1 Корпус трансформатора заземлить.

11.1.2 Включить масляные насосы и произвести прокачку масла в течение 2 часов.

Произвести отстой масла в течение 12 часов.

11.1.3 Произвести анализ масла в соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и МВПС ЦТ-2635.

11.1.4 Выпустить воздух из изоляторов, радиаторов, газового реле, переключателя напряжения.

11.1.5 Проверить работу насоса фильтрации масла ПС, системы обогрева масла ПС.

11.1.6 Проверить полярность включения трансформаторов тока защиты обмотки высокого напряжения и правильность схемы в клеммной коробке. Прозвонить трансформаторы тока тяговых обмоток и обмотки отопления.

11.1.7 Закоротить и заземлить все трансформаторы тока.

11.2.1 Произвести замер сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и друг относительно друга мегомметром на 2500 В.

Сопротивление изоляции должно быть не менее:

  • высоковольтная обмотка — 100 МОм;
  • обмотка отопления — 10 МОм;
  • тяговые обмотки — 20 МОм;
  • обмотка собственных нужд — 5 МОм.

Определить коэффициент абсорбции (увлажненность обмоток)

К = R60 / R15 > 1,

При температуре измерения выше 150С произвести пересчет путем умножения показаний на коэффициент из таблицы

Разность температур 50С 100С 150С 200С 250С 300С
Коэффициент 1,23 1,5 1,64 2,25 2,75 3,4

11.2.2 Произвести замер омического сопротивления обмоток методом вольтметра-амперметра или мостом постоянного тока.

Сопротивление автотрансформаторной обмотки проверить на всех позициях.

Значения сопротивлений не должны отличаться от номинальных более, чем на 10%.

Номинальные значения сопротивлений обмоток, МОм

 

m1-m2 m3-m4 E-J E-H E-G E-F C1-C2 Do-D25 Do-D1
1,6 1,6 1,1 0,8 0,66 0,42 46 492 460

Cопротивление автотрансформаторной обмотки по позициям, мОм

 

Поз. Сопр. Поз. Сопр. Поз. Сопр. Поз. Сопр.
Do-1

Do-2

Do-3

Do-4

Do-5

Do-6

Do-7

Do-8

19,2

37,2

45,6

53,6

61,6

70,4

78,4

87,2

Do-9

Do-10

Do-11

Do-12

Do-13

Do-14

Do-15

Do-16

98,4

109,2

120,0

132,0

146,0

164,0

178,0

194,0

Do-17

Do-18

Do-19

Do-20

Do-21

Do-22

Do-23

Do-24

210,0

224,0

240,0

254,0

276,0

298,0

320,0

342,0

Do-25

Do-26

Do-27

Do-28

Do-29

Do-30

Do-31

Do-32

364,0

380,0

400,0

418,0

436,0

456,0

472,0

492,0

Сопротивления катушек автотрансформаторной обмотки, Ом

 

Кат. Сопр. Кат. Сопр. Кат. Сопр. Кат. Сопр.
1

2

3

13

14

15

16

17

0,0182

0,0182

0,0080

0,0160

0,0160

0,0160

0,0160

0,0144

4

5

6

18

19

20

21

22

0,0080

0,0086

0,0086

0,0144

0,0144

0,0144

0,0220

0,0220

7

8

9

23

24

25

26

27

0,0086

0,0086

0,0104

0,0220

0,0220

0,0182

0,0182

0,0182

10

11

12

28

29

30

31

32

0,0104

0,0104

0,0104

0,0182

0,0182

0,0182

0,0182

0,0182

При температуре окружающей среды, отличающейся от 150С необходимо привести сопротивление к 150С по формуле:

R15 = R окр – , где

Rокр — сопротивление обмотки при температуре окружающей

среды, Ом;

tокр — температура окружающей среды, 0С.

11.2.3 Проверка коэффициента трансформации.

Подать на обмотку высокого напряжения, поставив перемычку Do-ПС,напряжение 200 В.

Произвести замеры напряжений на всех позициях автотрансформаторной обмотки и на всех остальных обмотках при положении ПС на 32 поз.

Значения напряжений должны соответствовать указанным в таблице

 

Выводы Do-D m1-m2 m3-m4 C1-C2 E-F E-G E-H E-J
Напряжение, В 200 8,3 8,3 24,7 1,1 1,8 2,1 2,8

 

NN Напр., В NN Напр., В NN Напр., В NN Напр., В
1

2

3

4

5

6

7

8

7,4

14,8

19,8

24,7

28,3

31,8

35,3

38,9

9

10

11

12

13

14

15

16

42,8

46,7

50,5

54,4

59,7

65,0

70,3

75,6

17

18

19

20

21

22

23

24

82,3

89,0

95,8

102,5

110,6

118,8

126,9

135,0

25

26

27

28

29

30

31

32

142,8

151,3

159,1

167,5

175,3

183,8

191,6

200,0

11.2.4 Испытание электрической прочности изоляции обмоток друг относительно друга и относительно корпуса напряжением частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Величины испытательных напряжений:

  • обмотка ВН 25 кВ (Do,D1,D25) — 52,5 кВ;
  • обмотка отопления (С1,С2) — 11,2 кВ;
  • тяговые обмотки (m1-m2,m3-m4) — 4,9 кВ;
  • обмотка собственных нужд (E-J) — 1,54 кВ.

Испытательное напряжение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкнутой накоротко, и заземленным баком, с которым соединяются замкнутые накоротк все остальные обмотки трансформатора.

Трансформатор считается выдержавшим испытания, если во время испытаний не наблюдалось пробоя или частичных разрядов, определяемых по звуку, выделению газа, дыма или по показаниям приборов.

11.2.5 Испытание электрической прочности изоляции индуктированным напряжением двойным номинальным напряжением повышенной частоты 200 Гц в течение 30 сек. Испытанием проверяется витковая изоляция обмоток трансформатора.

Напряжение 2080 В подается на выводы m3-m4 тяговой обмотки, остальные обмотки разомкнуты, при этом по одному выводу каждой обмотки (Do,E,C1,m1) заземляется.

Трансформатор считается выдержавшим испытания, если во время испытаний не наблюдались броски тока, выделение дыма из расширителя.

11.2.6 Опыт холостого хода.

Измерить потери и ток холостого хода, при этом проверяется состояние магнитной системы трансформатора. К обмотке m3-m4 подвести номинальное напряжение, а затем 115% номинального частотой 5О Гц. Все

остальные обмотки разомкнуты, по одному выводу каждой обмотки заземлено.

Допускаются следующие значения потерь и тока х.х.

Uxx=1040 B Ixx=90-120 A Pxx=94-125 кВт

Uxx=1200 B Ixx=100-140 A Pxx=120-168 кВт

11.2.7 Опыт короткого замыкания.

На обмотку Do-D25 подать напряжение 200 В частотой 5О Гц. Обмотки низкого напряжения поочередно закорачиваются, замеряются ток, напряжение и мощность короткого замыкания.

Измеренные потери к.з. привести пересчетом к номинальным величинам:

Рн=Ризм*K1*K2 ,где

Ризм — измеренные потери к.з., кВт;

К1=Uн/Uизм — коэффициент пересчета по напряжению;

К2=Iн/Iизм — коэффициент пересчета по току.

Сравнением измеренных величин, приведенных к номинальному режиму, с допустимыми проверить правильность выполнения обмоток.

 

обмотка Доп. потери к.з. при Iн, кВт
Тяговая(m1-m2,m3-m4) 85-115
Отопления (С1-С2) 8,075-10,925
Собств. нужд (E-J) 1,7-2,3

При закорачивании тяговых обмоток одновременно проверить трансформаторы тока защиты тяговых обмоток. При закорачивании обмотки отопления проверить трансформаторы тока защиты обмотки отопления.

 

Закорач.выводы Выводы трансф.тока K=Iобм/Iтрансф
m1-m2

m3-m4

C1-C2

836-837

838-839

852-853

80

80

80

11.2.8 Проверить сопротивление изоляции всех обмоток аналогично п.11.2.1.

11.3.1 Замер сопротивления изоляции обмоток согласно п.11.2.1.

11.3.2 Замер омического сопротивления обмоток согласно п.11.2.2.

11.3.3 Испытание электрической прочности изоляции обмоток согласно п.11.2.4.

11.3.4 Опыт холостого хода согласно п.11.2.6.

Окраска наружных поверхностей трансформатора.

12.1 Произвести окраску системы охлаждения эмалью ПФ-115 желтого цвета не менее 2 раз.

12.2 Произвести окраску трансформатора эмалью ПФ-115 серого цвета не менее 2 раз.

12.3 Произвести окраску подкузовной части трансформатора эмалью черного цвета.

Сдача трансформатора приемщику локомотивов.

13.1 Заполнить протокол испытаний трансформатора.

13.2 Совместно с мастером цеха предъявить трансформатор для сдачи приемщику локомотивов.

О Вакансии ОАО РЖД 1653 статьи
счастье где-то рядом...

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ