Около полугода назад все активно обсуждали, что на российской железной дороге в обозримом будущем могут появиться поезда-лоукостеры из старых вагонов.
«Более низкий уровень удобств»
Меж тем, в РЖД не собираются отказываться от своего замысла. В недавнем интервью «Ведомостям» глава Федеральной пассажирской компании Петр Иванов подтвердил, что поезда «супербюджетного» ценового сегмента пойдут уже в 2019 году.
По его словам, они будут формироваться из вагонов (плацкартных, купейных и даже СВ) «модельного ряда предыдущих лет постройки, сертифицированных по всем действующим требованиям, но с низкой сервисной оснащенностью».
«По сути, в рамках продуктовой линейки будет внедрено временное более дешевое тарифное предложение. И у пассажира будет четкое понимание того, какой продукт он приобретает, понимание того, что за более низкую цену вагон будет с более низким уровнем удобств. При этом создавать отдельную компанию или бренд мы не планируем», – говорил Иванов (цитата по сайту РЖД).
По его словам, цена на проезд в таких вагонах будет еще ниже. При этом это не означает, что билет в лоукост-поезд будут строго невозвратными.
Тестирование системы
На днях на сайте РЖД появилось любопытное нововведение. Рядом с каждым вагоном перевозчик начал указывать его категорию – бюджет, стандарт, комфорт, бизнес и люкс. При этом данные категории никак не соотносились с буквенно-цифровыми обозначениями классов поездов (2К, 3У и т.д.). Например, категория «бюджет» означала, что в данном конкретном вагоне отсутствует биотуалет (но кондиционер может и быть), и применялась даже к СВ-вагону, если в нем нет биотуалета.
Система просуществовала всего несколько дней, после чего соответствующие надписи исчезли. Скорее всего, это была подготовка к введению лоукост-перевозок, когда по надписи рядом с вагоном пассажир сможет понять, какой уровень сервиса можно ожидать.
Вопросы к РЖД
К идее запуска лоукост-перевозчика пока еще остается ряд важных вопросов:
1. Нынешние цены (а на плацкарт их утверждает государство) будут автоматически перенесены на лоукост, а остальные вагоны подорожают? Или наоборот – цены останутся для «нормальных» поездов, а «супербюджет» станет дешевле?
2. Будут ли в вагоне «супербюджета» гарантированы такие вещи, как соблюдение температурного режима в несезон, чай, белье и т.д.?
3. Что станет с направлениями, где нет большой конкуренции между поездами и ходит всего один поезд? Сегодня много таких направлений, и часто вагоны в этих поездах оставляют желать лучшего. Будет ли там лоукост?
4. Означает ли выделение старых вагонов в класс «супербюджета», что в вагонах других классов такие вагоны теперь гарантированно не встретить? Или, может быть, не будет поездов-лоукостеров, а будут вагоны-лоукостеры в составе любых поездов?
Пока не будет ответов на все эти вопросы, привлекательность «лоукост-перевозчика от РЖД» для пассажиров остается, мягко говоря, сомнительной.