ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ





Домой Поиск документации Инструкции ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ
1ответ(ов) в теме
Вакансии ОАО РЖД
не в сети 2 месяца
На сайте с 17.05.2015
Администратор
Тем 951
Сообщения 1189
1
08:13

[!]Ссылка на документ в облаке: http://catcut.net/yGOv

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ

ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

ИОТ - ТЧ - 11 - - 07

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Водитель должен выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

1.2. Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях.

1.3. Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

1.4. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

1.5. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

1.6. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

1.7. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.8. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

* вывешенный автомобиль или его агрегаты;

* горячая вода и пар;

* легковоспламеняющиеся вещества;

* газы и другие токсичные вещества;

* этилированный бензин;

* оборудование, инструмент, приспособления;

* падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

1.9. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

1.10. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.

1.11. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

1.12. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.

1.13. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

1.14. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.

1.15. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

1.16. Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются в соответствии со стандартами предприятия:

1.17. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.18. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности - сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

1.19. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

1.20. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо).

Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

1.21. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

1.22. За невыполнение требований данной инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед выездом на линию водитель должен:

2.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

2.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

2.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

* исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;

* отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

* давление воздуха в шинах и их исправность;

* надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

2.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

2.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

* отключить и отсоединить элементы подогрева;

* затормозить автомобиль стояночным тормозом;

* поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

* проверить герметичность системы питания;

* проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

2.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

2.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

* не брать рукоятку в обхват;

* пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

* при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

* не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

2.5. Водителю запрещается:

* производить пуск двигателя путем буксировки;

* подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;

* выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;

* оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили - они должны быть полностью открыты или закрыты;

* применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;

* ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;

* останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

* проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;

* эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При работе на линии водитель должен:

3.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале, дополнительно, только при опущенном кузове.

3.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

3.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

3.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

3.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

3.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

3.1.8. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.1.9. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

3.1.10. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

3.1.11. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

3.1.12. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.1.13. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.

3.1.14. Получить дополнительный инструктаж от работодателя при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте".

3.1.15. При прекращении движения газобаллонного (газодизельного) автомобиля для стоянки более 10 минут перекрыть магистральный вентиль, а менее 10 минут разрешается магистральный вентиль оставлять открытым.

3.1.16. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.

3.1.17. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный шланг.

Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.

3.1.18. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

3.1.19. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.

3.1.20. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нем не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

3.1.21. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

3.1.22. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

3.1.23. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

3.1.24. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

3.1.25. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных на бок бочек должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

3.1.26. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.

Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

3.1.27. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

3.1.28. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.

3.1.29. Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза, для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

3.1.30. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

3.1.31. Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид

опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

3.1.32. Перед погрузкой опасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель (за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пульта управления насосом).

3.1.33. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п.

3.1.34. Осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

3.1.35. Не допускать проезда людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах.

3.1.36. При перевозке контейнеров соблюдать меры предосторожности:

* не тормозить резко;

* снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

* обращать внимание на достаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьев и т.п.

3.1.37. При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое можно подъезжать для разгрузки.

3.1.38. Следить за тем, чтобы перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ под раму прицепа-панелевоза был установлен козелок во избежание его опрокидывания (при погрузке - со стороны погрузки, при выгрузке - с противоположной стороны).

3.1.39. Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

3.1.40. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка - с задней.

3.1.41. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

3.1.42. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

3.1.43. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

3.1.44. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

3.1.45. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

3.1.50. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.1.51. Если устранение неисправностей проводиться лежа под автомобилем или стоя на коленях, необходимо применять утепленные маты.

3.2. Водителю запрещается:

* выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

* на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;

* допускать работу двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа (за исключением газодизельного);

* использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;

* курить в кабине газобаллонного (газодизельного) автомобиля;

* курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;

* перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

* загораживать грузом двери кабины;

* грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

* во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);

* перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;

* перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;

* перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;

* перевозить в кабине, кузове и салоне больше людей, чем указано в паспорте завода-изготовителя;

* перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;

* перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;

* совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;

* подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения;

* ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;

* при заправке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

* подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением, и стучать по ним металлическими предметами;

* работать без рукавиц при заправке газовым топливом;

* заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;

* заправлять газом баллоны, срок освидетельствования которых истек;

* допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

4.1. ВЫВЕШИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ И РАБОТА ПОД НИМ

4.1.1. При вывешивании автомобиля и работе под ним необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

* неправильной установке домкрата в процессе вывешивания автомобиля;

* дополнительном подъеме вторым домкратом частично вывешенного автомобиля;

* работе под вывешенным, но ненадежно закреплением автомобилем;

* пуске двигателя вывешенного автомобиля;

* неправильном подъеме автомобиля талью, тельфером, автопогрузчиком, подъемником;

* вывешивании части автомобиля при незаторможенном и незафиксированном противооткатными упорами под колеса) автомобиле;

* применении неисправного оборудования, инструмента и приспособлений.

4.1.2. Перед началом работы по вывешиванию автомобиля и работы под ним работник должен:

* осмотреть и подготовить свое рабочее место;

* проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений;

* вывешивание автомобиля, вывешивание части автомобиля следует производить подъемниками, домкратами или другими подъемными средствами;

* в случае отсутствия подъемника вывешивание части автомобиля производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля талью или погрузчиком разрешается только с использованием специальных грузозахватных устройств;

* запрещается вывешивать часть автомобиля путем зацепления крюка подъемного механизма непосредственно за буксирный крюк автомобиля.

4.1.3. Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом необходимо:

* выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть подачу топлива (для дизельных двигателей), перекрыть магистральный и расходные вентили (для газобаллонных автомобилей);

* затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес);

* установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

* под неподнимаемые колеса подложить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух;

* установить домкрат строго вертикально под специально предназначенные для этого на автомобиле места (при установке домкрата на грунте необходимо под опору домкрата положить широкую прочную доску.);

* при подъеме талью цепь или трос должны быть в вертикальном положении;

* подъем осуществлять плавно, без рывков;

* под вывешенную часть автомобиля немедленно установить козелки и спустить на них вывешенную часть автомобиля (При замене колеса на линии вместо козелков можно использовать подставки, входящие в штатный комплект автомобиля. Запрещается увеличивать высоту козелков путем подкладки посторонних предметов (досок, кирпичей и т.п.).

4.1.4. Для вывешивания автомобиля (его части) разрешается применить только грузоподъемные механизмы и козелки, допустимая нагрузка на которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля. Грузоподъемные механизмы и козелки должны иметь бирку или надпись с указанием грузоподъемности и срока испытания.

4.1.5. Запрещается применять неисправные подъемные механизмы и козелки и использовать в качестве козелков случайные предметы.

4.1.6. Автомобиль может находиться в вывешенном состоянии на подъемном механизме (кроме подъемника) в течение времени, необходимого на установку козелков (при замене колеса на линии - штатной подставки). При постановке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в места, предусмотренные инструкцией по эксплуатации данной модели автомобиля.

4.1.7. Запрещается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению. При необходимости осуществить дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем производить дополнительный подъем.

4.1.8. Перед подъемом автомобиля подъемником необходимо следить, чтобы все лапы-подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.

4.1.9. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".

4.1.10. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

4.1.11. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

4.1.12. Запрещается выполнять какие-либо работы под автомобилем (на автомобиле), вывешенном на подъемных механизмах (за исключением подъемников) без установки его на козелки.

4.1.13. Запрещается производить пуск двигателя, если:

* автомобиль находится в вывешенном состоянии;

* под автомобилем находятся люди.

4.1.14. Для работы лежа под автомобилем необходимо пользоваться специальным лежаком.

4.1.15. Необходимо следить, чтобы ноги работающего не высовывались из-под автомобиля во избежание наезда на них другим транспортным средством.

4.2. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ

4.2.1. При выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

* вывешивании автомобиля для замены колес;

* отворачивании гаек и футорок колеса вручную;

* снятии и перемещении колеса вручную без применения специальной тележки;

* накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин;

* применении неисправного инструмента и приспособлений.

4.2.2. Перед началом работ по снятию и установке колес автомобиля работник должен:

* осмотреть и подготовить свое рабочее место;

* проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

4.2.3. Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует с помощью гайковерта. При отворачивании их вручную необходимо занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

Запрещается: наращивать гаечные ключи трубой или другими предметами; отворачивать гайки рывком.

4.2.4. Колеса грузового автомобиля (автобуса) необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки. Перемещать колеса грузовых автомобилей и автобусов вручную путем перекатывания в предприятии запрещается.

4.2.5. При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес), удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса, специальные противооткатные упоры (башмаки) в распор не менее двух и вывесить автомобиль домкратом.

4.2.6. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо предварительно выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на нее домкрат.

4.2.7. При вывешивании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку (козелок) и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

4.2.8. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.

4.2.9. При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.

4.3. БУКСИРОВКА, СЦЕПКА И РАСЦЕПКА АВТОМОБИЛЕЙ ИЛИ АВТОМОБИЛЯ И ПРИЦЕПА (ПОЛУПРИЦЕПА).

4.3.1. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

4.3.2. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

* работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

* нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

* использовании случайных предметов в качестве буксира;

* несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

4.3.3. Перед началом работы работник, производивший буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

* проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;

* удалить из зоны работы посторонних лиц.

4.3.4. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.3.5. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

4.3.6. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.

4.3.7. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо производящее сцепку, и лицо координирующее их работу.

4.3.8. В исключительных случаях (дальние рейсы, и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

4.3.9. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

* соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

* борта закрыты;

* седельно-сцепное устройстве, шкворень и их крепления исправны;

* передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.3.10. При сцепке или расценке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.3.11. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

4.3.12. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.

4.3.13. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.

4.3.14. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

4.3.15. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.

4.3.16. Буксировка запрещается:

* транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

* двух и более транспортных средств;

* транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

* в гололедицу на гибкой сцепке.

4.3.17. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

4.3.18. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.

4.3.19. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

4.4. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ТЕРРИТОРИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

ПРЕДПРИЯТИЯ

4.4.1. При передвижении по территории и производственным помещениям предприятия работающий должен знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

* выезде автомобиля из-за угла здания, из ворот помещения и въезде в них;

* нарушении правил маневрирования и движения автомобиля в стесненных условиях (узкие проезды, проезды между рядов автомобилей и т.д.);

* переноске (перевозке) предметов, отвлекающих внимание работающих или ограничивающих обзор пути движения;

* передвижении автомобилей и работающих по скользкому покрытию (гололед, грязь и т.п.);

* переходе через осмотровую канаву;

* превышении установленной скорости движения транспортных средств по территории предприятия и внутри помещений.

Вход (выход) работающих на предприятие должен осуществляться через калитку, специально для этого предусмотренную. Запрещается проход работающих через въездные и выездные по территории предприятия ворота.

4.4.2. Перед началом движения водитель должен:

* убедиться в отсутствии людей на пути движения автомобиля, а также помех для его движения;

* предупредить находящихся вблизи автомобиля людей, в каком направлении будет двигаться автомобиль;

* в темное время суток включить освещение автомобиля (габаритные огни и ближний свет фар).

4.4.3. Перед выездом из ворот помещения (въезде) задним ходом водитель должен убедиться, что на пути движения нет людей и других помех, или обратиться к бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) с просьбой назначить помощника (регулировщика), который руководил бы выездом (въездом).

4.4.4. При движении в производственных помещениях, а также по территории предприятия водитель не должен превышать установленного ограничения скорости:

* по территории предприятия скорость движения не более 10 км/час;

* в помещениях - не более 5 км/ч.

4.4.5. Испытание и опробование тормозов на ходу разрешается производить только в специально отведенном для этой цели месте.

4.4.6. Водитель должен соблюдать осторожность при:

* выезде из ворот (въезде) и объезде производственных помещений;

* движении в стесненных условиях (между рядами автомобилей и т.п.);

* движении по производственным участкам, где могут работать люди.

4.4.7. Перед выходом из кабины водитель должен убедиться в том, что стояночный тормоз затянут до отказа.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. Водитель должен:

5.1.1. Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

5.1.2. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь, помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.

5.1.3. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсеки, где проходит газопровод.

5.1.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона выпустить или слить газ с соблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях автотранспортного предприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

5.1.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.

5.1.6. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяного газа не курить и не пользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к выпуску или сливу газа.

5.1.7. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и, если это возможно, принять меры к устранению неисправности или сообщить на предприятие.

5.1.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное для окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

5.2. Запрещается выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

6. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

6.1. При ушибе следует обеспечить покой ушибленной части тела, к ушибленному месту приложить холод (лед, холодную воду, смоченную холодной водой ткань). Не допускается смазывать ушибленное место йодом, растирать его, делать массаж.

6.1.2. При подозрении на ушибы внутренних органов до прибытия скорой помощи необходимо освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место.

6.2. При растяжении тканей (мышц) необходимо также приложить холод и наложить мягкую фиксирующую повязку.

6.2.1. При вывихе суставов необходимо обеспечить полную неподвижность в суставе. Вправлять вывихнутый сустав самостоятельно запрещается.

6.3. При любом повреждении кожи и тканей тела следует смазать йодом кожу вокруг раны, закрыть рану стерильным материалом (бинтом, салфеткой) и наложить повязку. Промывать рану и извлекать из нее инородные тела самостоятельно запрещается.

6.4. При переломе конечностей необходимо обеспечить неподвижность кости путем наложения шины из специальных или подручных материалов (доски, планки, фанера, палки), длина которой должна быть такой, чтобы она заходила за те два участка сустава конечности, между которыми произошел перелом.

6.4.1. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего следует уложить животом вниз на жесткие носилки или щит из досок (дверь, крышку от стола, толстый фанерный лист). Вопрос о его транспортировке решает только медицинский работник.

6.4.2. При открытом переломе на поврежденное место следует дополнительно наложить стерильную повязку. Извлекать и трогать костные обломки запрещается.

6.4.3. При термическом ожоге без пузырей (ожог 1-й степени), обожженное место промывают струей чистой воды, обрабатывают пораженный участок слабым (розового цвета) раствором марганцовокислого калия (при возможности спиртом или одеколоном), накладывают сухую стерильную повязку.

6.4.4. При ожогах 2-й и 3-й степени (наличие пузырей, обугливание тканей) обожженный участок следует закрыть стерильным материалом, а в случае обширного ожога - накрыть простыней и одеялом.

6.4.5. Оказывая доврачебную помощь при ожогах, следует помнить, что к обожженной части тела нельзя прикасаться руками или грязными предметами, прокалывать и снимать пузыри, отрывать прилипшие к обожженному месту части одежды, смазывать обожженную поверхность жирами и присыпать ее порошками. Обрабатывать обожженный участок разрешается соответствующими противоожоговыми акрополями или антисептиком, если таковой имеется.

6.5. При обморожении пострадавшего следует поместить в теплое помещение, дать горячий чай или воду, обмыть пораженное место теплой водой с мылом (при возможности спиртом или одеколоном).

6.5.1. В случае более сильного обморожения (с появлением пузырей) на пораженный участок следует, наложить сухую согревающую повязку.

6.6. При отравлении газами пострадавшего следует вывести (вынести) на свежий воздух или в другое помещение, открыв там форточки, окна, двери, дать понюхать нашатырный спирт.

6.7. В случае остановки дыхания или потери сознания необходимо немедленно приступить к искусственному дыханию способом "рот-рот" или "рот-нос", которое надо делать до прибытия скорой помощи или до восстановления естественного дыхания. После восстановления дыхания пострадавшего следует растереть и накрыть одеялом, пальто и т.п.

6.8. При отравлении антифризом или другим промышленным ядом необходимо промыть желудок путем принятия 2-3 стаканов воды с последующим вызовом рвоты искусственным путем.

6.9. При отравлении кислотами желудок следует промывать щелочным раствором (1 чайная ложка питьевой соды на стакан воды) или простой холодной водой путем принятия 2-3 стаканов жидкости с последующим вызовом искусственной рвоты. А при отравлении щелочами желудок промывают подкисленной водой (1г лимонной кислоты на полстакана воды или 1 столовая ложка 3-х процентного уксуса на стакан воды).

6.10. При отравлении свинцом или его соединениями необходимо немедленно произвести промывание желудка 0,5-1 - процентным раствором глауберовой соли (слабительное средство).

6.11. При поражении электрическим током необходимо немедленно отсоединить пострадавшего от электросети: выключить рубильник, отбросить электропровод сухой палкой, доской или каким-либо другим непроводником, в случае необходимости перерезать или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой или другим изолированным инструментом. Запрещается пользоваться в таких случаях мокрыми или неизолированными металлическими предметами. При этом, в случае необходимости, следует принять меры страховки пострадавшего от падения (при нахождении его на высоте).

6.11.1. Категорически запрещается зарывать пострадавшего в землю, поскольку это не только бесполезно, но и вредно.

6.11.2. Если после отключения пострадавшего от электросети обнаружена остановка дыхания, необходимо сразу же начинать искусственное дыхание способом "рот-рот" или "рот-нос".

6.11.3. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него устойчивые дыхание и пульс, его следует уложить на спину, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо холодной водой.

6.11.4. Пораженные электрическим током места на теле (чаще на руках и ногах) следует закрыть сухой (марлевой) повязкой.

В любом случае один из очевидцев должен немедленно вызвать медицинского работника (скорую помощь) или помочь доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

7. МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Все работники должны знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.

Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

7.2. При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

* промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);

* подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости "самотеком";

* сварке или пайке непромытой и непропаренной емкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей;

* неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;

* применении нестандартных или несоответствующих номинальному току электропредохранителей;

* неисправной электропроводке;

* работе в загрязненной горюче-смазочными материалами специальной одежде;

* работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;

* тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.

7.2.1. Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.

7.2.2. Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.

7.2.3. Запрещается:

* использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

* допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;

* оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;

* подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.

7.3. Перед выездом на линию и при работе на линии:

7.3.1. Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования.

7.3.2. Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива или утечки газа). При обнаружении утечек принять меры к их устранению.

7.3.3. Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями.

Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.

7.3.4. Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попаданий бензина на двигатель и систему выпуска отработавших газов.

При обнаружении на линии утечки газа из системы питания газобаллонных (газодизельных) автомобилей, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить в предприятие.

При утечке газа из арматуры баллона необходимо отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона.

7.3.5. Перевозка легковоспламеняющихся веществ должна производиться специально оборудованным автомобилем в соответствии с действующими инструкциями.

7.3.6. Запрещается:

* подавать топливо в карбюратор из открытой тары "самотеком";

* проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);

* хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;

* выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

7.3.7. В случае загорания автомобиля во время работы на линии необходимо:

* немедленно остановите автомобиль;

* заглушить двигатель (на автомобилях, работающих на газе перекрыть магистральный и баллонные вентили);

* принять все меры для эвакуации пассажиров (груза) и приступить к тушению пожара.

* при тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность - использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.

7.4. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля:

7.4.1. Не допускать подтекания топлива или масла из агрегатов автомобиля.

Пролитое топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.

7.4.2. Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.

7.4.3. Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную тару.

7.4.4. Хранение, слив и заправку горюче-смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.

7.4.5. Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.

7.4.6. Курить на территории предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.

7.4.7. Загрязненную горюче-смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).

7.4.8. Запрещается:

* проверять аккумуляторы путем короткого замыкания. Для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;

* сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;

* работать в специальной одежде, облитой топливом;

* подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;

* пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;

* пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;

* хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;

* применять самодельные нагревательные электроприборы.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

8.1. По окончании работы водитель обязан:

8.1.1. Выполнять требования безопасности, изложенные в п.п. 3.1.2, 3.1.3.

8.1.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить «массу».

8.1.3. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

8.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

8.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Ваше имя *

Ваш E-mail *

не публикуется

Текст сообщения *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
краткое название предприятия, где вы работаете
Генерация пароля