Назначение, устройство и принцип работы, особенности технического обслуживания системы безопасности ТСКБМ на электровозах

Назначение, устройство и принцип работы, особенности технического обслуживания системы безопасности ТСКБМ на электровозах.

Требования безопасности при производстве работ.

Система ТСКБМ предназначена для контроля и индикации уровня бодрствования машиниста по условной шкале, а также приведения в действие механизма экстренного торможения при снижении уровня бодрствования ниже критического.

Машинисту дается возможность до 3-х раз отодвинуть момент торможения, нажимая на рукоятку бдительности по свистку ЭПК. Если машинист в течение этого времени повысит свой уровень бодрствования, то экстренного торможения не произойдет.

Область применения системы ТСКБМ при эксплуатации всех видов локомотивов и моторвагонного подвижного состава во всех локомотивных депо сети железных дорог России и стран СНГ.

Уровень бодрствования человека сопровождается сигналом кожно- гальванической реакции (сигнал КГР). Он представляет собой спонтанное кратковременное повышение проводимости кожи с последующим возвратом к исходному уровню. Сигнал КГР регистрируется путем измерения относительного приращения сопротивления кожи и имеет форму импульсов треугольной формы со специфической ассиметрией: в виде крутого переднего и полого заднего фронта. У засыпающего человека увеличивается интервал времени между импульсами КГР.

В системе ТСКБМ реализовано преобразование сигнала КГР в цифровую форму с помощью соответствующих программ.

В контроллере производится выделение импульсов КГР из входного цифрового потока данных и преобразование интервала между ними в условный уровень бодрствования. Шкала условного уровня бодрствования имеет 10-15 градаций.

  1. Диапазон измерения периода повторения импульсов КГР, с от 10 до 62.
  2. Погрешность задания порогового значения периода повторения импульсов КГ, с +-2.
  3. Диапазон изменения постоянного эл. сопротивления кожи между электродами, кОМ от 05 до 12 500.
  4. Количество градаций длины линейки горящих светодиодов, отражающих уровень бодрствования машиниста по условной шкале

А)желтого цвета 10 шт.

Б) красного цвета 1 шт.

 

  1. Расстояние между электродами 4+-2 мм
  2. Напряжение, подаваемое на электроды0,2+-0,1В
  3. Максимальный ток через электроды не более 100мкА
  4. Длительность непрерывной работы ТСКБМ-Н от одного комплекта элементов питания -1000ч.
  5. Электропитание системы ТСКБМ,В

ТСКБМ-50 50+-30%

ТСКБМ-75 75+-30%

ТСКБМ-40 110+-30%

  1. Дальность радиоканала связи между ТСКБМ-Н и ТСКБМ-П не менее 2,0 м

Габариты:

ТСКБМ-К 300х200х500 10 кг

ТСКБМ-П 2500х180х100 1,5 кг

ТСКБМ-Н 300х43х16 с электродной системой

48х43х16 без эл. системы 0,08 кг.

 

В состав системы входят:

-прибор ТСКБМ-Н- телеметрический датчик. Располагается на запястье машиниста

— Прибор ТСКБМ-П приемник сигналов телеметрического датчика и устройство индикации. Располагается в кабине машиниста.

— Блок ТСКБМ-К – контроллер системы. Располагается в кабине локомотива в месте, допускающем удобное включение и выключение.

Система ТСКБМ предназначена для повышения безопасности движения поездов. Следит за физиологическим состоянием машиниста, принимает сигналы о состоянии рукоятки бдительности (РБ) обрабатывает полученную информацию, показывает уровень бодрствования машиниста по условной шкале в виде светящей линейки переменной длины. При работе с системой АЛСН она выдает управляющее воздействие на ЭПК. При работе с системой КЛУБ она выдает информацию о снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического уровня на систему КЛУБ.

При работающей системе ТСКБМ и при нормальном уровне бодрствования машиниста периодические проверки бодрствования отменяются.

Если система ТСКБМ будет отключена, система КЛУБ и АЛСН перейдут в штатный режим работы без системы ТСКБМ с периодическими проверками бодрствования машиниста.

При снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического, система ТСКБМ, в случае совместной работы с системой АЛСН, непосредственно воздействует на ЭПК, приводит в действие механизм экстренного торможения, который машинист может отменить, нажав РБ по свистку ЭПК. Этот процесс повторяется не более 3-х раз. Если в течение этого времени восстанавливается нормальный уровень бодрствования машиниста, то система ТСКБМ зафиксирует этот факт и вернется в режим нормального уровня бодрствования машиниста. Если этого не произойдет, то система ТСКБМ вызовет срабатывание электропневматического клапана ЭПК.

Безопасность движения поездов повышается за счет того, что с системой ТСКБМ:

— повышается надежность работы машиниста, который может контролировать свой уровень бодрствования, не допуская его снижения до нижней границе на индикаторе уровня бодрствования и может посредством активных действий поддерживать свою работоспособность, де дожидаясь обесточивания электропневматического клапана ЭПК.

— контроль бодрствования машиниста производится в процессе движения поезда и зависит от поездной ситуации и без отвлечения машиниста требованием периодически поддерживать свое бодрствование.

Включение ТСКБМ производится следующим образом:

— Включить питание АЛСН (и дополнительные устройства безопасности, ключ ЭПК в крайнем правом положении).

— Надеть ТСКБМ-Н на запястье руки и включить его однократным нажатием кнопки на корпусе.

— Включить ТСКБМ-К тумблером. При этом на ТСКБМ-П должны загореться линейный светодиодный индикатор уровня бодрствования машиниста и индикатор приема радиосигнала желтого цвета, показывающий, что ТСКБМ-Н включ.

— если индикатор приема радиосигнала на ТСКБМ-П не светится, повторным однократным нажатием кнопки включить ТСКБМ-Н и проконтролировать включение по зажиганию индикатора приема радиосигнала.

— Через 15-20с поворотом ключа в замке ЭПК влево включить и при получении при этом сигнала – свисток, кратковременно нажать рукоятку бдительности (РБ) и выполнить действия в соответствии с инструкции ЦШ-ЦТ-302.

— При включенном ТСКБМ система АЛСН- ТСКБМ работает только с однократным проверками бдительности машиниста, а периодические проверки бдительности при всех огнях на локомотивном светофоре отменяются.

При движении поезда и на стоянках машинист обязан находиться в состоянии бодрствования. Если машинист расслабился, линейный светодиодный индикатор уровня бодрствования начинает гаснуть (укорачивается светящаяся часть индикатора) до 2…4 светодиодов машинист для предотвращения свистка ЭПК должен привести себя в более активное состояние, например:

— энергично поднять и опустить руку

— встать и сесть

— сделать несколько глубоких вдохов и выдохов

— сжать кулак и разжать руку

После этого светящаяся часть индикатора должна увеличиться.

Если машинист не привел себя в порядок, т.е. в бодрое состояние, то индикатор уровня бодрствования гаснет, загорится красный светодиод и раздастся свисток ЭПК. Для предотвращения экстренного торможения машинист должен в течение 6…7 с звучания свистка нажать верхнюю рукоятку бдительности (РБ верх). Всего нажатий на РБ верх может быть не более 3-х раз подряд. Если машинист за это время не активизировался, то красный светодиод гаснет и раздается не восстанавливаемый свиток ЭПК с последующим экстренным торможением через 6…7 с.

Машинист, считая, что он находится в рабочем состоянии может предотвратить экстренное торможение выключением ЭПК ключем. После этого необходимо выключить систему ТСКБМ, включить ЭПК и продолжать движение.

Проверка работоспособности ТСКБМ-Н перед поездкой должна производиться машинистом устройством проверки ТСКБМ-Н у дежурного по депо при получении маршрутного листа или предрейсовом медицинском осмотре.

Требование безопасности при производстве работ

  1. К работе допускаются лица, достигшие 18 летнего возраста, прошедшие обязательный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, вводный противопожарный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, стажировку и проверку знаний по охране труда, проверку знаний по электробезопасности комиссией депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.
  2. Разборку, сборку и ремонт производить только в отведенном для этого месте. При ремонте соблюдать требования Инструкции по охране труда для электромехаников выполняющих работы по ремонту микропроцессорных устройств безопасности ИОТ ТЧР-10 113-14.
  3. Электромеханик по средствам автоматики и приборам безопасности должен применять безопасные приемы работы, средства защиты содержать в исправном состоянии и чистоте. Перед применением средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) электромеханик по средствам автоматики и приборам безопасности должен внешним осмотром убедиться в их целостности.
  4. Персонал, производящий настройку, регулировку приборов безопасности, должен иметь не ниже 2 группы электрической безопасности, предварительно должен пройти обучение, инструктаж и аттестацию по общепринятым правилам безопасности обращения с установками на напряжение до 1000В и ознакомиться с необходимыми требованиями.
  5. Электромеханик по средствам автоматики и приборам безопасности обязан: содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождение деталями, приспособлениями и инструментом.
  6. Рабочее место должно быть оснащено диэлектрическим ковриком на полу и диэлектрическими перчатками.
  7. Не допускается проведение работ лицами с признаками заболевания (температура, озноб, головная боль, дефект зрения и т.д.). Рабочие инструменты, применяемые при ремонте, должны быть надежно изолированы.
  8. Ремонт и настройка приборов безопасности должны производиться на стенде, поверхность которого должна быть покрыта изолирующим материалом, не имеющем металлической обшивки.
  9. Пайку электрорадиоэлементов следует производить только паяльником на напряжение не выше 36В, включенным в сеть 220В через разделительный трансформатор.
  10. Оборудование, используемое при настройке приборов безопасности, должно быть заземлено в соответствии с «Правилами устройств электроустановок потребителей».
  11. Помещение, в котором производится настройка приборов безопасности, должно быть светлым, чистым и сухим, и отвечать требованиям промышленной эстетики. Наличие в воздухе газов кислотного и щелочного характера не допускается.
  12. Рабочее место, связанное с пайкой, должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией, источником питания на напряжение 12В или 36В для подключения паяльника. На рабочем месте не допускается заточка и зачистка инструмента, в том числе паяльника.
  13. Приспособления и инструмент индивидуального пользования должны храниться на рабочем месте в выдвижных ящиках.
  14. На рабочем месте должен быть обеспечен свободный доступ к проверяемому оборудованию и ко всей измерительной аппаратуре.

Литература:

  1. Руководство по эксплуатации системы ТСКБМ (НКРМ 424313.003 РЭ),
  2. Инструкции по охране труда для электромехаников выполняющих работы по ремонту микропроцессорных устройств безопасности ИОТ ТЧР-10 113-14

Контрольные вопросы:

  1. Назначение ТСКБМ
  2. Технические характеристики системы
  3. Состав системы ТСКБМ
  4. Устройство и работа системы ТСКБМ

Использование системы ТСКБМ

О Вакансии ОАО РЖД 1654 статьи
счастье где-то рядом...

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ