«Назначение, устройство и работа блоков Л-116, Л-159, Л-143, Л-168. Характерные неисправности»

Л-168 –блок контроля самопроизвольного трогания поезда предназначен для работы на локомотивах и обеспечивает совместно с локомотивными устройствами АЛСН:

  1. Экстренное торможение поезда автостопом при самопроизвольном трогании поезда и потере бдительности машинистом.
  2. Подачу свистка ЭПК автостопа и зажигании сигнальной лампы Н пр трогании поезда и превышении скорости 10км/ч, если контроллер машиниста находится на нулевой не в тяговой позиции.
  3. Для предотвращения срыва ЭПК машинист должен однократно нажать дополнительную кнопку S, в результате чего прекращается свисток ЭПК и гаснет лампа Н.
  4. При трогании поезда с места набором позиций контроллера машиниста никаких дополнительных действий от машиниста не требуется .

Технические данные блока Л-168.

  1. Габаритные размеры блока Л-168 должны быть не более 100х250х225 мм
  2. Масса блока не более 2 кг.
  3. Напряжение питания блока 50В+-5В локомотивного источника тока с пульсациями не более 1В.
  4. Максимальная электрическая мощность, потребляемая блоком не более 10Вт
  5. Замедление блока при температуре окружающего воздуха +25 и напряжении 50В+-10% В должно составлять 4-7 с.
  6. При изменении температуры от +25 до +50 замедление блока должно увеличиваться не более чем на 1с.

Устройство и работа блока Л-168

Конструктивно блок представляет собой основание из пластмассы, на котором установлена плата с тремя реле типа РЭС 90, с конденсаторами, диодами и резисторами. На основании установлен штепсельный разъем для подключения блока к устройствам АЛСН на подвижном составе. Сверху блок закрывается пластмассовой крышкой, предохраняющей его от проникновения пыли и влаги.

Блок совместно с устройствами АЛСН работает следующим образом:

На стоянке реле К получает питание от клеммы Н общего ящика АЛСН через размыкающий контакт кнопки проверки АЛСН КП, размыкающий контакт 0-10 скоростемера СЛ и диод VD1Параллельно реле К2 заряжается конденсатор С1через зарядное сопротивление R2. Замыкающий контакт реле К2 включен в цепь электропневматического клапана автостопа.

При самопроизвольном трогании поезда и достижении скорости 10км/ч контакт 0-10 скоростемера размыкается и обрывает цепь питания реле К2. Реле К2 в течение 4-7 с остается включенным за счет разряда конденсатора С1 через разрядное сопротивление R2 R3 R4 и размыкающий контакт реле К1 на катушку реле К2.

По истечении 4-7 с реле К2 отпускает свой якорь и своим замыкающим контактом рвет цепь ЭПК. Одновременно со свистком ЭПК загорается лампа Н, получающая питание от цепи питания АЛСН через включенные последовательно размыкающие контакты реле К1 и К2. При потере бдительности машинистом через 4-7 с звучания свистка ЭПК происходит срыв ЭПК и экстренное торможение поезда. Для предотвращения срыва ЭПК машинист должен нажать дополнительную кнопку S.

При этом через замыкающий контакт этой кнопки подается питание на катушку реле К1 и К3. Реле К3 включается и своим замыкающим контактом восстанавливает цепь ЭПК автостопа. Включившись, реле К1, К3 становится на самоблокировку через свой замыкающий контакт реле К1. Параллельно реле К1 К3 заряжается сонденсатор С2 через сопротивление R6. При приведении поезд в движение постановкой контроллера машиниста КМ на одну из ходовых позицийреле К1 К3 получает питание через замыкающий контакт контроллера машиниста диод VD2 и сопротивление R1. При этом после превышения скорости 10 км/ч и размыкания контакта 0-10 реле К2 выключается и реле К1 К3 становится на самоблокировку по описанной выше цепи. При этом однократной проверки бдительности машиниста с помощью кнопки Sне производится.

В качестве контакта КМ используется существующий контакт контроллера машиниста КМ, замкнутый на всех тяговых позициях контроллера. Сопротивление R1 и диод VD2 служат для исключения возможности подпитки цепей управления от реле К1 К3. Выдержки времени реле К2(К3) за счет разряда конденсаторов С1 (С2) через разрядное сопротивление R2(R6) на катушку реле К2 (К1, К3) служат для исключения ложных срабатываний устройства при забросах стрелки скоростемера.

Этой же цели служит включение размыкающего контакта реле К1 в разрядную цепь сонденсатора С1.

Размыкающий контакт кнопки S включен в цепь катушки ЭПК для исключения возможности привязывания кнопки S.

Л-116У-устройство предназначено для переноса периодических проверок бдительности машиниста на 30-40 или 60-90 с в зависимости от показаний локомотивного светофора при выполнении машинистом действий по управлению локомотивом (работа контроллером, песочницей, свистком, включение прожектора и т.д.). Устройство комплектуется датчиком давления, сигнал с которого снимает периодические проверки бдительности, когда локомотив стоит и заторможен.

Устройство предназначено для применения на всех типах магистральных и маневровых локомотивов, оборудованных штатной системой АЛСН. Размещение устройства в кабине локомотива производится согласно утвержденным проектам на установку.

Технические данные:

  1. Напряжение питания 50+-10В
  2. Источник питания- аккумуляторная батарея
  3. Максимальная потребляемая мощность не более 10Вт
  4. Количество входных сигналов 14
  5. Напряжение, прикладываемое к входному каналу, 35…110В
  6. Габаритные размеры 252х215х130
  7. Масса устройства не более 2,5кг.
  8. Температура окружающей среды -40 +50 градусов.

Устройство представляет собой пластмассовую коробку с металлическими скобами для крепления. На крышке коробки укреплена печатная плата с элементами и тумблер включения устройства. В корпусе коробки находится клеммовая рейка для присоединения проводов идущих в кабину локомотива.

Связь между платой печатной и клеммовой рейкой осуществляется через разъем. Таким образом, крышка коробки с печатной платой и тумблером может быть снята для ремонта без снятия коробки с клеммовой рейкой.

Л159М — Блок световой сигнализации устанавливается на локомотивы и МВПС, оборудованные устройствами АЛСН. Блок Л159М предназначен для включения предварительной световой сигнализации продолжительностью 5… 8 с до свистка электропневматического клапана (ЭПК) при периодической проверке бдительности машиниста совместно с устройствами АЛСН.

Блок Л159М обеспечивает повышение безопасности движения при производстве маневровой работы на станционных и перегонных путях, а также при движении во главе всех видов поездов и одиночном следовании, как при работе одного машиниста, так и с помощником.

Технические характеристики.

  1. Напряжение электропитания 50 ± 10 В
  2. Потребляемая мощность не более 15 Вт
  3. Продолжительность световой сигнализации при номинальном напряжении и температуре 20 ± 5 «С 5…8 с (*)
  4. Габаритные размеры не более 250x300x100 мм
  5. Масса не более 1.5 кг
  6. Рабочая температура от минус 40 до + 60 °С

(*) Работоспособность блока Л159М гарантируется в соответствии с таблицей истинности 3.1 во всем диапазоне рабочих температур и напряжений электропитания

Конструктивно блок Л159М выполнен на печатной плате в пластмассовом корпусе с внешним разъемом.

Взаимодействие блока Л159М с электрооборудованием локомотива (АЛСН).

Блок Л159М подключается к электрооборудованию локомотива по схеме, утвержденной МПС РФ.

Схема блока Л159М работает следующим образом:

При всех периодических проверках бдительности машиниста появляется напряжение 50В на клемме ЛП общего ящика (ОЯ) АЛСН и пропадает на клемме ЭПК1 ОЯ. Поэтому загораются сигнальные лампы HI и Н2 в режиме «день» или «ночь» в зависимости от положения тумблера S.

Реле KV1-KV3 остаются включенными в течении 5…8 с за счет разряда конденсатора С2. Контакт KV3-2 это время замкнут и машинист, нажимая РБ, может восстановить схему АЛСН, подавая напряжение SOB на клемму РБЗ ОЯ по цепи: клемма Н ОЯ, контакт KV3-2, замыкающий контакт РБ, клемма РБЗ ОЯ.

Если в течение этого времени машинист не подтвердит свою бдительность, реле KV1-KV3 обесточатся, контакт KV3-3 разомкнётся и для восстановления схемы АЛСН и предотвращения срыва ЭПК машинист должен в течение 6…8 с звучания свистка встать и нажать РБС.

После восстановления схемы АЛСН напряжение на клемме ЛП ОЯ пропадает, а на клемме ЭПК1 появляется и реле KV1-KV3 становятся под ток.

Контакты реле KV1-2, KV1-3, KV2-2, KV2-3 включены таким образом, что обеспечивают контроль залипания реле.

Для приведения схемы АЛСН в рабочее состояние необходимо после включения ключом ЭПК нажать верхнюю РБС.

Включение и выключение электропитания. Электропитание блока Л159М включается и выключается автоматически вместе с включением АЛСН. Для приведения схемы АЛСН в рабочее состояние необходимо после включения ключом ЭПК нажать верхнюю рукоятку бдительности (РБС).

Периодический контроль бдительности машиниста.

Система АЛСН инициирует периодический контроль бдительности машиниста. Блок Л159М в дополнение к типовой схеме АЛСН обеспечивает предварительную световую сигнализацию специальными лампами HL1, HL2 за 5…8 с до свистка ЭПК при всех периодических проверках бдительности машиниста.

При загорании специальных ламп HL1, HL2 машинист должен подтвердить бдительность нажатием нижней рукоятки бдительности (РБ). При не подтверждении бдительности в течение 5… 8 с горения ламп и начале свистка ЭПК схема АЛСН нажатием нижней рукоятки бдительности не восстанавливается.

Для исключения срыва ЭПК при случайном пропуске горения сигнальных ламп машинист должен встать и нажать верхнюю рукоятку бдительности.

Л-143- блок световой сигнализации при КЖ огне на локомотивном светофоре предназначен для проверки бдительности машиниста желтом с красным огне светофоре по световой сигнализации, обеспечиваемой миганием сигнальных ламп.

Конструктивно блок Л143 выполнен в металлическом корпусе, состоящем из основания, на которое надевается кожух. На основание кренятся печатная плата, клеммовые рейки и резистор R8.

Функционально блок Л143 состоит из:

  • генератора прямоугольных импульсов, выполненного на двух элементах микросхема Д1, резисторах R1 и R2 и конденсатора C1;
  • предварительного усилителя на двух других элементах микросхемы;
  • двухкаскадного усилителя выходного сигнала, выполненного на транзисторах V1, V3, диодах V2, V5 и резисторах RЗ, R4, R5;
  • источника питания на резисторах R6 и К7 и стабилитрона V4.

Все элементы, кроме резистора R8, размещены на печатной плате. Переходные точки с платы на клеммовую рейку имеют нумерацию от 1 до 3.

Напряжение питания подается на клеммы 2 и 3 клеммовой рейки, выходной сигнал снимается с клеммы I.

Блок Л143 работает следующим образом: при появлении напряжения питания на 2 и 3 клеммах клеммовой рейки генератор прямоугольных импульсов начинает вырабатывать периодические положительные импульсы с частотой Гц, которые поступают на вход предварительного усилителя, а затем на вход двухкаскадного усилителя на транзисторах V1 и V3. На клемме 1 блока появляется импульсное напряжение. С этого выхода получает питание сигнальные лампы.

 

Литература:

  1. Устройство контроля бдительности в системе АЛСН. Техническое описание Л116У.00.00. ТО
  2. Техническое обслуживание и текущий ремонт блока световой сигнализации при желтом с красным огне на локомотивном светофоре типа Л-143 (технологическая инструкция ТИ-681)
  3. Блок световой сигнализации Л-159М.00.00 РЭ

Контрольные вопросы:

  1. Назначение, устройство блока Л-116
  2. Назначение, устройство блока Л-143
  3. Назначение, устройство блока Л-159
  4. Принципы работы Блоков Л-143, Л-159, Л-116
О Вакансии ОАО РЖД 1653 статьи
счастье где-то рядом...

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ