Реализация Программы реформирования железнодорожного транспорта, наряду с созданием конкурентной среды в осуществлении перевозочного процесса, обязательным обеспечением безопасности движения, требует создания системы управления качеством ремонта и содержания локомотивов. Менеджмент совокупность принципов, методов управления предприятием, организацией направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего их потенциала. Система менеджмента качества – система принципов и правил для руководства и управления организацией применительно к качеству (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Система менеджмента качества рассматривается как один из успешных способов управления компанией. Международные стандарты подсказывают как лучше организовать деятельность на предприятии, на что следует обратить внимание, чтобы работа выполнялась качественно. Работу системы можно представить как совокупность различных видов деятельности по преобразованию ожиданий, потребностей и требований. Для того чтобы эта работа была слаженна и приводила к желаемым результатам, все виды деятельности представляются как процессы, которые преобразуют входы (материалы, информацию и т. д.) и выходы (продукцию, услуги, обработанную информацию и т.д.). Каждый процесс должен быть обеспечен необходимыми ресурсами (денежными, материальными, человеческими и др.) Результаты работы процессов должны отслеживаться. Чтобы все одинаково правильно понимали и выполняли свою работу, система менеджмента качества документируется.
Менеджмент качества (далее, управление качеством) включает в себя не только обеспечение и контроль качества, но и планирование, и совершенствование качества Правила по сертификации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ), разработанные на основе международных стандартов серии ИСО 9000 помогут предприятиям железнодорожного транспорта, и в частности локомотивным депо, соответствовать фундаментальным требованиям к системам управления качеством. Правила ССФЖТ не требуют разрушить действующую в локомотивных депо систему обеспечения и контроля качества, они предлагают откорректировать ее и привести в соответствие с требованиями международных стандартов. Однако задача эта не менее сложная, чем разрушить и построить заново.
ОАО РЖД поставило задачу создания системы, повышающей качество ремонта. Это приводит к необходимости сертификации производств ремонтных предприятий, поскольку сертификация локомотивов, прошедших традиционные виды деповского ремонта или средний ремонт в условиях депо, нецелесообразна из-за большой стоимости полного комплекса испытаний, а также невозможности распространения результатов этих испытаний на каждую отремонтированную единицу техники.
Для большей уверенности в том, что предприятие способно выпускать качественную
продукцию, отвечающую в первую очередь требованиям безопасности, в отрасли была введена Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и изданы указания № М-211у и № П-161у.
По мере усиления давления потребителей и конкурентной среды будет расти мотивация руководителей к реформированию работы на основе качества. Именно такая философия заложена в международных стандартах ИСО 9000. Таким образом, широкое внедрение правил по сертификации ССФЖТ, разработанных на основе международных стандартов ИСО 9000 — это объективная необходимость, а удовлетворение запросов потребителя оказывается главным принципом новой философии преобразований. Именно этот принцип и связанные с ним принципы управления предприятием определяют достижение целей в области качества. Правила по сертификации ССФЖТ устанавливают восемь принципов управления предприятием и процессами производства для достижения целей в области качества:
— вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на потребителя;
— управляемость и наблюдаемость всех процессов на предприятии;
- вовлечение и мотивация персонала;
- системный подход к управлению;
- непрерывное совершенствование системы управления качеством;
- все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных;
— установление взаимовыгодных отношений с поставщиками;
— подходы к управлению, основанные на процессном представлении
всех видов производственной деятельности.
Сертификация производства проводится для достижения следующих целей:
— укрепить производственную базу по деповскому ремонту и техническому обслуживанию локомотивов;
— обеспечить высокоэффективное управление организационной и технической деятельностью локомотивного депо, гарантии высокого качества ремонта локомотивов соответствии с требованиями заказчика, в полном объеме и в установленные сроки;
— сформировать реальные инструменты управления качеством ремонта в условиях освоения отечественной промышленностью производства локомотивов нового поколения;
— создать условия для перехода к сертификации систем управления качеством.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— создать службу управления качеством ремонта в депо, службе локомотивного хозяйства (дирекции по ремонту локомотивов);
— создать бюро технического контроля. В состав бюро включить автоматизированную
испытательную станцию приемосдаточных испытаний локомотивов после ремонта;
— разработать стандарты организации системы качества по рекомендуе- мому перечню и
обеспечить их эффективное использование для повышения качества ремонта;
— организовать качественный ремонт на основе технологических процессов, учитывающих исполнение требований руководств по ремонту;
— вовлечь всех специалистов локомотивного депо в процесс управления качеством, раскрытия творческих способностей каждого специалиста;
— обеспечить качество ремонта локомотивов. Ремонт выполнять в заданных объемах и в установленные сроки.
Основными и первостепенными приоритетами для повышения качества ремонта в локомотивных депо являются:
— внедрить в производство современное технологическое оборудование, поставленное в депо по программе переоснащения, провести аттестацию испытательного оборудования и испытательных комплексов;
— качество среднего ремонта каждого локомотива обеспечить системой
контроля процесса производства от организации рабочих постов по
контролю за технологическим процессом до систем сбора и централизации диагностируемой информации, заполнения электронных паспортов ТЭД и локомотива после ремонта, внедрения модульных систем контроля и управления технологическими процессами, с передачей информации по сети «Интранет» в службу и департамент локомотивного хозяйства;
— провести инвентаризацию существующих технологических процессов ремонта, составить перечень недостающих и перечень, подлежащих актуализации и в течение года довести ремонт до 100% охвата технологическими процессами;
— выделить основные технологические процессы среднего ремонта и
произвести их паспортизацию, а также подготовить предложения по
измерению их результативности; разработать и внедрить документацию системы управления качеством, обучить и стимулировать специалистов, участвующих в работах по подготовке к сертификации;
— усилить контроль за нормативным и метрологическим обеспечением
производства;
Первый организационный этап сделан – в базовых локомотивных депо дороги созданы службы управления качеством. Служба управления качеством объединяет самостоятельные структурные подразделения локомотивного депо выполняющие функции по разработке, внедрению и постоянному улучшению системы менеджмента качества на предприятии.
Эффективность процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества повышается при использовании методологии непрерывного улучшения, модель которого называют циклом Де-минга-Шухарта (Планируй — Действуй — Проверяй — Воздействуй). Реализацию процессного подхода следует осуществлять на всех стадиях жизненного цикла локомотива, в управляемых условиях. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации локомотива необходимо планировать, санкционировать и выполнять в условиях соответствующего контроля персоналом требуемой квалификации с использованием актуализированных нормативных документов, инструкций, процедур и т.д.
Потребуется разработать немалое количество внутренних документов, которые должны быть разработаны только специалистами данного депо. Причем в разработке конкретных вопросов должны принимать участие именно те специалисты, которые выполняют эту работу. Документация и сама система управления качеством индивидуальны только для того предприятия, для которого они разработаны, поэтому не следует в разработке системы управления качеством использовать даже хорошо разработанные документы другого предприятия. Иначе это будет не действующая, а «бумажная» система управления качеством, которая ничего не дает для улучшения работы своего предприятия. При этом ожидаемые результаты реализации задач по внедрению системы менеджмента качества на предприятии следующие:
— уменьшение потерь от окончательного брака вследствие сокращения
случаев нарушения технологических процессов, отступлений от нормативной документации;
— снижение непроизводственных потерь, обусловленных уменьшением числа рекламаций и претензий потребителей;
— снижение трудоемкости производственных процессов вследствие ра циональной организации производства по ремонту;
- снижение производственных затрат на исправление дефектов вследствие рациональной организации системы проверок, контроля качества;
- предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественных узлов, агрегатов, сырья и материалов в результате улучшения материально-технического снабжения и проверки соблюдения поставщиками требований к системам качества;
- снижение стоимости контрольных операций при внедрении методов статистической обработки данных, исключения ряда контрольных операций при стабильном качестве производства;
— исключение штрафных санкций за срыв сроков ремонта и поставку
недоброкачественной продукции;
— повышение безопасности процесса перевозок.
Качество ремонта должно стать самым главным критерием при развитии локомотивного депо.
Управлять качеством ремонта локомотивов можно и просто необходимо, иначе безопасность перевозок пассажиров и сохранность грузов не повысить.
Депо с успехом выдержавшие экзамен на качество получат сертификат соответствия ССФЖТ и приоритет при распределении объемов ремонта и инвестиций.
Отправить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.