Принципы и понятия менеджмента качества в локомотивных депо

Реализация Программы реформирования железнодорожного транспорта, наряду с созданием конкурент­ной среды в осуществлении перевозочного процесса, обязательным обеспече­нием безопасности движения, требует создания системы управления качеством  ремонта и содержания локомотивов. Менеджмент совокупность принципов, методов управления  предприятием, организацией  направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего их  потенциала. Система менеджмента качества – система принципов и правил для руководства и управления организацией применительно к качеству (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).  Система менеджмента качества рассматривается как один из успешных способов управления компанией. Международные стандарты подсказывают как лучше организовать деятельность на предприятии, на что следует обратить внимание, чтобы работа выполнялась качественно.  Работу системы можно представить как совокупность различных видов деятельности по преобразованию ожиданий, потребностей и требований. Для того чтобы эта работа была слаженна и приводила к желаемым результатам, все виды деятельности  представляются как процессы, которые преобразуют входы (материалы, информацию и т. д.) и выходы (продукцию, услуги, обработанную информацию и т.д.). Каждый процесс должен быть обеспечен необходимыми ресурсами (денежными, материальными, человеческими и др.) Результаты работы процессов должны отслеживаться. Чтобы все одинаково правильно понимали и выполняли свою работу, система менеджмента качества документируется.

Менеджмент качества (далее, управление качеством) включает в себя не только обеспечение и контроль качества, но и планирование, и совершенствова­ние качества  Правила по сертификации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ),  разработанные на основе между­народных стандартов серии ИСО 9000 помогут предприятиям железнодорож­ного транспорта, и в частности локомотивным депо, соответствовать фунда­ментальным требованиям к системам управления качеством. Правила ССФЖТ не требуют разрушить действующую в локомотивных депо систему обеспече­ния и контроля качества, они предлагают откорректировать ее и привести в со­ответствие с требованиями международных стандартов. Однако задача эта не менее сложная, чем разрушить и построить заново.

ОАО  РЖД  поставило  задачу создания системы, повышающей качество ремонта. Это приводит к необходимости сертификации производств ремонтных предприятий, поскольку сертификация локомотивов, прошедших традицион­ные виды деповского ремонта или средний ремонт в условиях депо, нецелесо­образна из-за большой стоимости полного комплекса испытаний, а также не­возможности распространения результатов этих испытаний на каждую отре­монтированную единицу техники.

Для большей уверенности в том, что предприятие способно выпускать  качественную

продукцию, отвечающую в первую очередь требованиям безо­пасности, в отрасли была введена     Система  сертификации на федеральном же­лезнодорожном транспорте и изданы указания  №  М-211у и № П-161у.

По мере усиления давления потребителей и конкурентной среды будет расти мотивация руководителей к реформированию работы на основе качества. Именно такая философия заложена в международных стандартах ИСО 9000. Таким образом, широкое внедрение правил по сертификации ССФЖТ, разработанных на основе международных стандартов ИСО 9000 — это объективная не­обходимость, а удовлетворение запросов потребителя оказывается главным принципом новой философии преобразований.  Именно этот принцип и связан­ные с ним принципы управления предприятием определяют достижение целей в области качества. Правила по сертификации ССФЖТ устанавливают восемь принципов управления предприятием и процессами производства для достиже­ния целей в области качества:

—      вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на потребителя;

—      управляемость и наблюдаемость всех процессов на предприятии;

  • вовлечение и мотивация персонала;
  • системный подход к управлению;
  • непрерывное совершенствование системы управления качеством;
  • все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных;

—      установление взаимовыгодных отношений с поставщиками;

—      подходы к управлению, основанные на процессном представлении
всех видов производственной деятельности.

Сертификация производства проводится для достижения следующих це­лей:

— укрепить производственную базу по деповскому ремонту и техниче­скому обслуживанию   локомотивов;

— обеспечить высокоэффективное управление организационной и тех­нической деятельностью локомотивного депо, гарантии высо­кого качества ремонта локомотивов соответствии с требованиями заказчика, в полном объеме и в установленные сроки;

—  сформировать реальные инструменты управления качеством ремонта в условиях освоения  отечественной промышленностью производства локомотивов нового поколения;

—    создать условия для перехода к сертификации систем управления ка­чеством.

Для  этого   необходимо решить следующие задачи:

—   создать службу управления качеством ремонта в депо, службе локомо­тивного хозяйства    (дирекции по ремонту локомотивов);

—     создать бюро технического контроля. В состав бюро включить   авто­матизированную

испытательную  станцию приемосдаточных испыта­ний локомотивов после ремонта;

—    разработать стандарты организации системы качества по рекомендуе- мому перечню и

обеспечить   их    эффективное использование для  повышения качества ремонта;

— организовать качественный ремонт на основе технологических про­цессов, учитывающих    исполнение требований руководств по ремонту;

—   вовлечь всех специалистов локомотивного депо в процесс управления качеством, раскрытия  творческих способностей каждого специалиста;

—      обеспечить качество ремонта локомотивов. Ремонт выполнять в за­данных объемах и в  установленные сроки.

Основными и первостепенными приоритетами для повышения качества ремонта в локомотивных депо являются:

—       внедрить в производство современное технологическое оборудование, поставленное в депо по программе переоснащения, провести аттеста­цию испытательного оборудования и испытательных комплексов;

—         качество среднего ремонта каждого локомотива обеспечить системой
контроля процесса производства от организации рабочих постов по
контролю за технологическим процессом до систем сбора и централи­зации диагностируемой информации,  заполнения  электронных  пас­портов ТЭД и локомотива после ремонта, внедрения модульных  сис­тем контроля и управления технологическими процессами, с переда­чей информации по сети «Интранет» в службу и департамент локомо­тивного хозяйства;

—     провести инвентаризацию существующих технологических процессов ремонта, составить перечень недостающих и перечень, подлежащих актуализации и в течение года довести ремонт до 100% охвата техно­логическими процессами;

—       выделить основные технологические процессы среднего ремонта и
произвести их паспортизацию, а также подготовить предложения по
измерению их результативности; разработать и внедрить документа­цию системы управления качеством, обучить и стимулировать спе­циалистов, участвующих в работах по подготовке к сертификации;

— усилить контроль за нормативным и метрологическим обеспечением
производства;

Первый организационный этап сделан – в базовых локомотивных депо дороги  созданы  службы управления качеством. Служба управления качеством объединяет самостоятельные структурные подразделения локомотивного депо выполняющие функции по разработке, внедрению и постоянному улучшению системы  менеджмента  качества на предприятии.

Эффективность процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества  повышается при использовании ме­тодологии непрерывного улучшения, модель которого называют циклом Де-минга-Шухарта (Планируй — Действуй — Проверяй — Воздействуй). Реализацию процессного подхода следует осуществлять на всех стадиях жизненного цикла локомотива, в управляемых условиях. Все работы по техническому обслужива­нию, ремонту и эксплуатации локомотива необходимо планировать, санкцио­нировать и выполнять в условиях соответствующего контроля персоналом требуемой квалификации с использованием актуализированных нормативных до­кументов, инструкций, процедур и т.д.

Потребуется разработать немалое количество внутренних документов, которые должны быть разработаны только специалистами данного депо. При­чем в разработке конкретных вопросов должны принимать участие именно те специалисты, которые выполняют эту работу. Документация и сама система управления качеством индивидуальны только для того предприятия, для кото­рого они разработаны, поэтому не следует в разработке системы управления качеством использовать даже хорошо разработанные документы другого пред­приятия. Иначе это будет не действующая, а «бумажная» система управления качеством, которая ничего не дает для улучшения работы своего предприятия. При этом ожидаемые результаты реализации задач по внедрению системы менеджмента качества на предприятии следующие:

— уменьшение потерь от окончательного брака вследствие сокращения
случаев нарушения технологических процессов, отступлений от нор­мативной документации;

—   снижение непроизводственных потерь, обусловленных уменьшением   числа рекламаций и претензий потребителей;

—   снижение трудоемкости производственных процессов вследствие ра­ циональной организации производства по ремонту;

  • снижение производственных затрат на исправление дефектов вследст­вие рациональной организации системы проверок, контроля качества;
  • предотвращение поступления в производственный процесс недобро­качественных узлов, агрегатов, сырья и материалов в результате улучшения материально-технического снабжения и проверки соблю­дения поставщиками требований к системам качества;
  • снижение стоимости контрольных операций при внедрении методов статистической обработки данных, исключения ряда контрольных операций при стабильном качестве производства;

—     исключение штрафных санкций за срыв сроков ремонта и поставку

недоброкачественной продукции;

—    повышение безопасности процесса перевозок.

Качество ремонта должно стать самым главным критерием при развитии локомотивного    депо.

Управлять качеством ремонта локомотивов можно и просто необходимо, иначе безопасность перевозок пассажиров и сохранность грузов не повысить.

Депо с успехом выдержавшие экзамен на качество получат сертификат соответствия ССФЖТ и приоритет при распределении объемов ремонта и ин­вестиций.

0

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью соц. сетей: